Блог Животовой Ирины

Картотека дидактических игр по нравственно- патриотическому воспитанию

  Дидактическая игра позволяет шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах нравственных переживаний. Дидактическая игра по нравственно-патриотическому воспитанию позволяет открыть комплекс разнообразной деятельности детей: мысли, чувства, переживания, сопереживания, поиски активных способов решения игровой задачи, подчинение их условиям и обстоятельствам игры, отношения детей в игре. Предлагаемые игры и упражнения можно проводить на прогулке во время утреннего приема, в вечерние часы, в период свободной деятельности детей. 

 « Мой адрес…»

Цель: Формировать умение и знание детей называть свой домашний адрес, улицу родного  города , номер дома, квартиры, телефона ,этаж.

Материал: мяч.

Ход игры: Все встают в круг, воспитатель передаёт мяч ребёнку и говорит: Я живу на … этаже», ребёнок продолжает, называя свой этаж, и передаёт мяч соседу и т. д.


«Наш детский сад ».

Цель: Закрепить знаний детей о детском саде, о работниках детского сада.. Какие обязанности они выполняют. Где находятся группа, столовая, и т.д. .Закрепить умение ориентироваться по плану в пространстве.

Материал: фотографии и иллюстрации детского сада, работников детского сада. Планы детского сада, группы.

Ход игры: По фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают о работниках детского сада .По плану дети ориентируются в пространстве 

 «Наша страна»

Цель: Выявить знания детей о нашей Родине, ее столице

Материал:. иллюстраций, фотографий

 Ход игры: воспитатель показывает иллюстрации и картины, залает вопросы. Дети отвечают.


«Малая Родина ».

Цель: Выявить знания детей о своей Малой Родине, об истории нашего города, памятниках и достопримечательностях г. Хабаровска.

 Материал: иллюстраций, фотографий города Хабаровска.

 Ход игры: Воспитатель показывает иллюстрации и картины, залает вопросы. Дети отвечают . 


«Поиски добрых слов» .

 Цель: раскрыть на примерах значение слов «простите, извините», воспитывать дружеские отношения, объяснить необходимость извинения, признания вины или доказательства правоты и справедливости., связь слова и поступка, слово и отношение

Ход игры :Воспитатель начинает рассказ о том ,как следует извиняться , где и когда, как применяются эти вежливые слова . Дети приводят примеры из личного опыта.

 
«Путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений».

 Цель: обратить внимание детей на то, что добрые чувства, поступки и дела вызывают чувство уважения, дружбу и любовь. Формировать дружеские отношения, закреплять правила этикета, правила поведения.

Материал: картинки с разными сюжетами добрых поступков, хорошего и плохого поведения

Ход игры Воспитатель начинает рассказ о том ,как следует себя вести в том или ином месте, какие поступки хорошие.. Дети приводят примеры из личного опыта.

 « Флаг России»( Хабаровский  край)

Цель: способствовать закреплению знания флага своей страны,(города, края) закрепить основные цвета флагов, что они обозначают

Материал: полосы красного, синего и белого цвета (белого , синего, тзеленого - для флага Хабаровского края).

Ход игры : Воспитатель показывает детям флаг России, убирает и предлагает выложить разноцветные полоски в том порядке, в котором они находятся на флаге России

 
«Часть - целое: Герб России»(Хабаровского края)

Цель: способствовать закреплению знания герба своей страны,(города, края) закрепить знания о том что нарисовано на гербе и что это обозначает

Материал: картинка герба разрезанная на 6-8 частей

Ход игры : Воспитатель показывает детям герб России, и предлагает детям составить герб одно целое из частей картинки.

 
«Расскажи о своей семье»

Цель: Сформировать представление о  значении семьи в жизни человека. 

Материал: Фотоальбом , составленный совместно с родителями с семейными фотографиями с генеалогическим древом семьи

 
«Найти флаг России, Хабаровского края»

Цель: способствовать закреплению знания флага своей страны,(города, края) закрепить основные цвета флагов, что они обозначают?

Материал ;картинки с изображением разных флагов

Ход игры : среди 4-6 предложенных флагов найти нужный 

 «Найти герб России, Хабаровского края»

Цель: способствовать закреплению знания герба своей страны,(города, края) , что они обозначают?

Материал ;картинки с изображением разных гербов 

Ход игры : среди 4-6 предложенных гербов найти нужный

«Благородные поступки»

Цель: Воспитывать в детях желание совершать поступки ради других людей. 

Материал: мячик, картинки и иллюстрации с изображением благородных поступков.

Ход игры: Детям предлагается перечислить благородные поступки по отношению к девочкам (женщинам) и  мальчикам (мужчинам). Воспитатель кидает в руки  мяч одному из игроков, тот  называет благородный поступок и перекидывает мяч следующему игроку по своему желанию.

 
«Вежливые слова»

Цель: Воспитывать в детях культуру поведения, вежливость, уважение друг к другу, желание помочь друг другу.

Материал: сюжетные картинки, на которых изображены разные ситуации: ребенок толкнул другого,  ребенок поднял упавшую вещь, ребенок жалеет другого ребенка, и т .

Ход игры. Воспитатель показывает карточку и предлагает составить рассказ по картине. 

 «Где находится памятник?»

Цель: знакомить детей с памятниками, развивать умение ориентироваться в родном городе

Материал: изображения памятников

Ход игры: Воспитатель демонстрирует детям изображения памятников, просит рассказать, где установлен этот памятник.

 
 «Назови виды спорта».

Цель: закрепить виды спорта: летние, зимние, спортивный инвентарь. Уяснить, что занимаясь, спортом мы получаем здоровье, отдых.

Материал: картинки с разными видами спорта, пиктограммы видов спорта, символическое изображение человечков

Ход игры : Все встают в круг, передают друг другу мяч и называют: зимние виды спорта, летние виды спорта, спортивный инвентарь. 

  «Почта»

Цель: закрепить знания детей о городах России.

Материал: почтовые конверты, открытки

Ход игры: воспитатель предлагает посмотреть на предметы, определить для чего они нужны. Дает понятие о том, что почта- связь между людьми. 

 «Кто и в какой стране живет?»

Цель: расширить знания детей о мире, людях которые населяют его.

Материал : картины и иллюстрации с разными странами мира и народом .

Ход игры: Воспитатель показывает изображения и просит определить из какой страны этот человек и как его назовут Китай-китаец,  африка - африканец….. .


« Я люблю… »

Цель: формировать уважение и , заботливое отношение к близким людям, друг к другу, развивать коммуникативные способности

Ход игры: Ведущий говорит детям: «Каждый из нас что-то или кого-то любит, всем людям присуще это чувство. Я люблю свою семью, свою работу, люблю вас. Расскажите, а кого или что вы любите». Дети рассказывают о своих чувствах и привязанностях. 

«Продолжи пословицу»

Цель: знакомить с устным народным словотворчеством, развивать речь, память , логическое мышление.

Ход игры: Воспитатель начинает пословицу, дети ее продолжают.

 
«На суше, в небе, по воде, под водой (транспорт)»

Цель: Закрепить названия военного транспорта.

Материал ; таблица, на которой изображены небо, море, картинки с изображением военного транспорта.

Ход игры : Воспитатель просит детей назвать маленькие картинки, а потом найти место для каждой из них на большой картине и составить предложение

 
«Отгадывание и толкование загадок об (Армии, солдатах, Родине, растительном и животном мире)

Цель: знакомить с устным народным творчеством, способствовать самовыражению детей, умению загадывать и отгадывать загадки на нравстаенно-патриотическую тему

Материал: загадки и картинки с отгадками

Ход игры: воспитатель загадывает, дети отгадывают загадку 

 
«Скажи какая»

Цель: развивать логическое мышление, память , речь, формировать навыки подбора определений к слову

Материал: карточки с изображением, Родины, флага, герба и т.д.

Ход игры :Воспитатель показывает карточку и предлагает назвать что нарисована на ней одним и подобрать определения к нему Родина – огромная, могучая, красивая, бескрайняя и т.д

 
«Составь семейку»

Цель: развивать логическое мышление, память , речь, формировать навыки подбора однокоренных родственных слов

Материал: карточки с изображением Родины, флага, герба и т.д.

Ход игры :Воспитатель показывает карточку и предлагает назвать что нарисована на ней одним и подобрать родственные однокоренные слова к нему родина, родной, родители, родственник, родинка Герой - геройский, героический, героизм...Защита - защитник, защищать.

   
«Отгадай профессию» 

 Цель: Закреплять знания детей о профессиях военных. Формировать умения разделять профессии на мужские и женские.

Материал: карточки с изображением людей разных профессий.

Ход игры: Взрослый перечисляет действия человека определенной профессии, а дети отгадывают, что это за профессия.


«Кто что делает?»

Цель : формировать навык на подбор глаголов к существительным..Развивать речь, логическое мышление, память

Материал : карточки с изображением людей разных профессий.

Ход игры : Повар - варит, жарит и т. д. 

 «Волшебные слова»

Цель: вызывать желание следовать тому,, что достойно подражания, объективно оценивать поведение , воспитывать доброжелательное и толерантное отношение к людям, умение сравнивать и устанавливать простейшие причинно-следственные связи,

Материал : картины и изображения людей

Ход игры: злые- добрые, больные – здоровые….

«Какие праздники ты знаешь ?»

Цель: дать детям знания о праздниках, (народные, государственные),закреплять правила поведения в общественных местах.

Материал: картинки и иллюстрации с изображением праздников, открытки к разным праздникам.

Ход игры Воспитатель начинает рассказ о том что праздники бывают разные, показывает карточки и открытки. Предлагает подобрать карточку с праздником, а к ней тематическую открытку. Дети приводят примеры из личного опыта.



15 июня 2019 в 13:57

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.