Блог Животовой Ирины
Опыт работы по теме: Использование инновационной деятельности в образовательном процессе.Понятие инновация означает новшество, новизну,изменение; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либонового. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введениенового в цели, в содержание, методы и формы обучения и воспитания, организациюсовместной деятельности педагога и воспитанника. Использование инновационной деятельности в моей практике воспитательно-образовательнойработы является обязательным условием интеллектуального, творческого инравственного развития детей, так как современные требования, предъявляемыегосударством к качеству воспитательно-образовательной работы в детском саду,подразумевают, что педагог должен умело владеть инновационными образовательнымитехнологиями. Основные технологии, используемые мною в работе сдетьми: Технология дифференцированного подхода Технология коллективного способа обучения Технология интегрированного обучения Технология проектной деятельности Здоровье сберегающие образовательные технологии Технология исследовательской деятельности Технология проблемного обучения Технология развивающего обучения Интерактивная технология в ДОУ, технология ИКТ В своей практике я применяю технологию дифференцированного обучения: обеспечение усвоения учебногоматериала каждым воспитанником в зоне его ближайшего развития на основеособенностей его субъектного опыта. Так как каждый ребенок индивидуален иовладение учебным материалом, усвоение и творческое применение, каждогоразлична. Основанием является психолого - педагогическая диагностика. Похарактерным индивидуально-психологическим особенностям разделяю детей: - по половому признаку; - по областяминтересов; - по уровню умственногоразвития (или по уровню достижения): одаренные дети, дети, входящие в группуобщего развития, дети, требующие повышенного индивидуального внимания; - поличностно-психологическим типам (по типу мышления, акцентуации характера,темпераменту и др.); - по уровню здоровья(группы здоровья). Использую такие формыорганизации обучения: индивидуальная, парная, групповая, коллективная. Непосредственнуюобразовательную деятельность провожу по подгруппам. В работе использую технологию интегративногообучения. Выстраиваю образовательный процесс основываясь на комплексно-тематическом принципе,позволяющем интегрировать содержание образовательной деятельности врамках той или иной темы. Построение всего образовательного процесса вокруг однойцентральной темы дает большие возможности для развития детей. Темы помогаюторганизовать информацию оптимальным способом. Такой тематический принциппостроения образовательного процесса позволяет вводить региональные компоненты. Знакомлю детей с родным городом,с природным и животным миром нашего края. Провожу подвижные игры коренныхнародов Дальнего Востока. Одним из направлений инновационной деятельности вмоей работе - педагогическое проектирование, которое рассматривается каксистема планируемых и реализуемых действий и средств достижения поставленныхцелей и задач. Мною разработано несколько проектов: "Развитиематематических способностей посредством дидактических игр","Будьприроде другом". Сейчас я работаю над подготовкой проекта "В гостях усказки". Использование метода проекта помогает научитьсяработать в команде (воспитатель, дети, родители, специалисты ДОУ). В результатеприменения технологии - метод проекта - повысилась детская самостоятельность, активность,любознательность; - родители стали принимать активное участие в образовательном процессе группы.
Что бы создать благоприятные условия для формирования и развития психических функций и интеллектуальныхспособностей дошкольника активно используюздоровье сберегающиетехнологии . Толькоздоровый ребенок может быть успешен в процессе личностного и интеллектуальногоразвития, а значит успешен в обучении. Дляосуществления здоровье сберегающего процесса подготовила здоровье сберегающую среду в группе, оснастив уголокпо физическому развитию необходимыми атрибутами. С младшей группы (в игровой форме)использую традиционные здоровье сберегающие технологии: инновационные технологии оздоровления и профилактики(массажеры, тактильные дорожки, упражнения на профилактику нарушений плоскостопия и осанки) ; точечный массаж; гимнастика после сна; дыхательная гимнастика; физкультминутки, проведение непосредственнообразовательной деятельности в режиме динамической паузы; пальчиковая гимнастика; гимнастика для глаз; утренняя гимнастика; артикуляционная гимнастика; спортивные, подвижные игры; НОД по физической культуре; психогимнастика; сказкотерапия. В индивидуальную работу включаю специальные упражнения наукрепление различных групп мышц, использую различные методы эстетикотерапии:игры – медитации, прослушивание спокойной музыки с релаксационными упражнениями– все это гармонизирует внутренний мир ребенка, создает душевный комфорт. Обучаядетей приемам самомассажа, применяю игровую, сюжетную мотивацию и стихи.Например: "Буратино рисует цветок, елочку, солнышко" (массаж шейныхпозвонков – наклоны, вращение головой, "Дождик бегает по крыше. Бом! Бом! Бом!"(массаж спины: движения пальцами на спине в соответствие с текстом). Для защитыорганизма от простудных заболеваний выполняем с детьми массаж ушных раковин(аурикулярный массаж) и массаж носа , который улучшает работу органов дыхания и интенсивно воздействует на кончики пальцев, стимулирует прилив крови крукам. Активно применяю прием интерактивной технологии "Хоровод",который способствует формированиюначальных навыков произвольного поведения. С помощью мяча или другого предметаучу детей выполнять задания по очереди, тем самым воспитывая у них такиекачества, как умение выслушивать ответы и не перебивать друг друга. Использую дляупражнений фитболы - такое нетрадиционноеоборудование имеет хороший лечебный эффект. Укрепляет мышцы спины и брюшногопресса, создает хороший мышечный корсет, развивает координацию и чувстворавновесия, но главное – формируют, сложно и длительно вырабатываемый в обычныхусловиях, навык правильной осанки. Кроме того, происходит тренировка сердечно -сосудистой, дыхательной системы, развивается выносливость, повышается подвижностьи гибкость позвоночника. Применяя воздоровительной работе с дошкольниками инновационные технологии, обратила внимание на то, что дети меньшеболеют, у них улучшилось внимание и настроение. Дети стали более ловкими,выносливыми.
Основнымвидом познавательно-исследовательской деятельности дошкольников являетсяэкспериментирование. Экспериментирование является важным и эффективнымсредством в удовлетворении детской любознательности и рассматривается какэлемент развивающего обучения. Опытно-экспериментальную работу я строю по пятивзаимосвязанным направлениям: · живая природа(наблюдения за растениями, насекомыми, животными); · неживая природа(изучение свойств воды, снега, воздуха, ветра, песка, глины); · человек("наши помощники" - нос, уши, глаза, руки, ноги, кожа); · рукотворный мир (изучение предметов издерева, пластмассы, бумаги, ткани, резины, металла, мыла); ·физическиеявления (изучение свойств магнита, света, электричества, звука) Чтобыуспешно решать задачи по живой природе мы высаживаем с детьми рассаду и семенана подоконнике в группе, дополняем уголок природы комнатными растениями. Экспериментируемс луком. проращиваем его и пробуем плоды своих экспериментов. Летом мы с детьмипосадили овощи на огороде, ухаживали за ними, наблюдали.
Дети познакомились со спецификой работы по выращиваниюовощных культур, узнали, что получение конечного результата невозможно без рядапоследовательных трудовых процессов (сначала надо подготовить землю, потомпосеять семена; чтобы они росли, их надо поливать, рыхлить землю, делатьпрополку и т. д.). Дети наблюдали за тем, как обрабатывают землю, за первичнымразвитием овощных культур, за изменениями в росте растений, знакомились сотличительными признаками овощей, а главное, принимали посильное участие в уходе за огородом.Детипо своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организуядетское экспериментирование создаю такие условия, в которых предметы наиболееярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях. Важнейшимусловием формирования знаний о взаимосвязях в природе является наличие у детейопределенного запаса фактических сведений, полученных в результате ощущений ивосприятий предметов и явлений. Для установления детьми причин тех или иных явлений,связей и отношений между предметами или явлениями использую элементарные опыты.Проводила с ребятами ряд опытов: "Свойства воздуха","Испарение". Узнавали свойства воды: прозрачная, не имеет формы, незапаха, не имеет вкуса. Интересные опытыпроводили со снегом и льдом, например "Снег состоит из воды","Разноцветные льдинки". Со свойствами снега дети знакомились во времяигр в снежки, при расчистке дорожек от снега. Они узнали, что он бываетвлажным, сыпучим в зависимости от погоды. Нравится детям проводить опыты спеском: как можно сделать песчаный замок ? Получается ли тоннели из сухогопеска? Выявляли материалы, которые взаимодействуют с магнитами, дети пыталисьвыявить свойства магнита. Спомощью игровых персонажей предлагаю детям простейшие проблемные ситуации: Утонетли резиновый мяч? Можно ли садится за стол с грязными руками? Как помочьдеревянному Буратино достать ключ на дне пруда? Впроцессе экспериментирования дети учатся рассуждать, делать умозаключения – эторазвивает их мыслительные операции. В моей группе создан уголок дляэкспериментирования "Почемучка". В этом уголке имеются различныеколлекции, материалы необходимые для проведения элементарных опытов. Дети всвободной деятельности с удовольствием рассматривают экспонаты содержащиеся вуголке и действуют с ними. В своей работе стараюсь использовать разные формыэкспериментально- исследовательской деятельности: наблюдения, эксперименты,проблемные ситуации, комплексные и интегрированные занятия, беседы. Дляэффективной организации образовательной деятельности в своей работе использую развивающиетехнологии. Использую игровые технологии в экологическомвоспитании О.А. Воронкевич "Добро пожаловать в экологию!" В процессеобучения дошкольников математике применяю образовательную технологию З.А.Михайловой "От трех до семи" которая совершенствует у нихпознавательные психические процессы, такие как мышление, память, внимание,воображение, формируя приемы и способы интеллектуальной деятельности. В группе есть комплекты дидактических пособий потехнологии З. Дьенеша, эта технология направлена на раннее развитие логическогомышления и подготовку мышления детей к усвоению математики. Всвоей работе я часто использую развивающие игры по методике Б. П. Никитина исчитаю их очень эффективными и интересными. В процессе игрывоспитанники знакомятся с сенсорными эталонами цвета и формы, соотнесениемцелого и части, учатся разбирать сложные задания на несколько простых, создаваяалгоритм игры. Активно использую информационно -компьютерные технологии, как в образовательной, так и в своей методическойработе. Так как, использование ИКТ позволяет средствамимультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме достигнутьнового качества знаний детей, информированности родителей, профессиональногомастерства педагога. Для лучшего восприятия и запоминания детьми материалаподготовила презентации, видеоролики. Просматриваемвместе с детьми мультфильмы, видеоролики, слушаемхудожественные произведения, использую музыкальное сопровождение, используюразвивающие компьютерные игры. Сеть Интернет предоставляет мне возможностьповысить своё педагогическое мастерство через участие в вибинарах, участвоватьв международных и всероссийских конкурсах, привлекать к участию в конкурсахродителей, получать информацию изинтернета в виде дополнительного иллюстрированногоматериала. Всвоей работе использую ноутбук, проектор, принтер, магнитофон, фотоаппарат,мобильный телефон, видеокамеру. Использование данныхтехнологий позволило добиться стабильных положительных результатов в развитиидетей. Положительнымирезультатами использования ИКТ в образовательной деятельности с детьмиявляются: - повышениеэффективности использования времени на проведение НОД с детьми; - увеличениепознавательной активности дошкольников; - рост положительноймотивации к процессу обучения; - создание картотекимультимедийных презентаций по различным образовательным областям. Всентябре 2017 г. в рамках нравственно-патриотического воспитания мною разработанапрограмма "Растим патриотов России" для старшего возраста. С целью сормироватьу детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своейсемье, к родному краю, стране, ккультуре, ее традициям и историческомупрошлому России. Использованиесовременных образовательных технологий способствует эмоционально-насыщенной,полноценной жизни детей в группе, их активности, самостоятельной деятельности иразвитию.
25 июня 2019 в 17:21
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.