Блог Животовой Ирины
Картотека дидактических игр по математике. (средняя группа)сентябрь I неделя Волшебное поле
Цель игры: Развитиеумения узнавать и называть цвета. Игровой материал: Круг сизображением 4 основных цветов, и стрелкой в верху, карточки основных цветов. Ход игры: Воспитательпоказывает ребятам круг с изображением основных цветов. Поясняя при этом, чтоэто волшебное поле, на котором живут цвета. Далее детям раздаются карточкисоответствующих цветов. Воспитатель поворачивает волшебное поле, стрелканаходящаяся на нем указывает на какой либо цвет, а дети в свою очередь должныподнять карту этого цвета. Есть у нас игра одна Очень круглая она Тот кружок наш разделен Четыре цвета включает он И ребята с ним играют Все цвета, там изучают Зеленый, красный Желтый, синий Все известны нам отныне. Нарядные зверюшки
Цель: формироватьотношение к величине как к значимому признаку, обратить внимание на длину,знакомить со словами "длинный", "короткий". Оборудование. Две ленты,закрепленные одним концом на палочках: одна из них длинная (50 см), а другаякороткая (20 см); ленты одинаковой ширины и одного цвета. Педагог предлагает детям научиться свертывать ленту, показывает, как этоделать, дает каждому попробовать. Затем предлагает поиграть в игру «Кто скореесвернет ленту». Вызывает двоих, дает одному длинную, другому короткую ленту ипросит всех посмотреть, кто первый свернёт ленту. Естественно, побеждает тот, укого лента короче. После этого педагог раскладывает ленты на столе так, чтобыразница их длин была хорошо видна детям, но ничего не говорит. Затем детименяются местами. Теперь выигрывает другой ребенок. Дети садятся на место,педагог вызывает детей и предлагает одному из них выбрать ленту. Спрашивает,почему он хочет эту ленту. После ответов детей называет ленты"короткая", "длинная" сразу обоим детям и обобщает действиядетей: "Короткая лента свертывается быстро, а длинная медленно"
II Неделя
Игровое упражнение "Ежик"
Цель: формироватьумение соотносить предметы по величине, выделять величину в качестве значимогопризнака, определяющего действия; закреплять значение слов "большой","маленький", "больше", "меньше", вводить их вактивный словарь детей. Оборудование.Картонные трафареты с изображением ежей, зонтиков четырех величин. Педагог говорит, что сейчас он расскажетсказку о ежах: "В лесу жила семья ежей: папа, мама и двое ежат. Вот одинраз ежи пошли гулять, и вышли в поле. Там не было ни дома, ни дерева(Предлагает детям найти на подносах фигурки ежей и положить их перед собой.Подходит к каждому и располагает фигурки в ряд по величине). Вдруг папа ежсказал: "Посмотрите, какая большая туча. Сейчас пойдет дождь"."Побежали в лес, - предложила мама ежиха. - Спрячемся под елкой". Нотут пошел дождь, и ежи не успели спрятаться. У вас ребята есть зонтики.Помогите ежам, дайте им зонтики. Только смотрите внимательно, кому, какойзонтик подходит. (Смотрит, используют ли дети принцип сопоставления предметовпо величине). "Молодцы, теперь все ежи спрятались под зонтиками. И ониблагодарят вас". Педагог спрашивает кого-либо, почему он дал один зонтикпапе-ежу, а другой - маме-ежихе; следующего ребенка - почему маленьким ежатамдал другие зонтики. Дети отвечают, а педагог помогает им правильносформулировать ответ. Спрячемся от дождика
Цель: Воспитывать умениеу детей группировать предметы по форме. Игровой материал:Предварительно изготавливаются геометрические фигуры и три рисунка зонтиков.Взрослый выкладывает под каждый зонтик по одной геометрической фигуре, этообразец для детей. Ход игры: Игроваяситуация: "В теплый солнечный денек вышли геометрические фигурки погулять.Как вдруг на небе появилась огромная серая туча, закрыла солнышко и пошелдождик. Квадратикам, кружочкам и треугольникам надо спрятаться от дождя, чтобыне промокнуть. А куда же спрятаться?"
III Неделя
Выбери пуговки
Цель: Воспитывать умениегруппировать предметы по величине. Игровой материал: 2коробочки, большая и маленькая, пуговицы разные по величине (большие ималенькие) Ход игры: Педагог вместес детьми раскладывает пуговицы на группы: самые большие, большие, маленькие ит.д. Рассматривая размеры пуговиц, сравнивает, прикладывает пуговку к пуговке.Взрослый активизирует речь детей. Построим дома
Цель: формировать умениезрительно соотносить величину предметов и проверять свой выбор путем наложения;развивать внимание; закреплять слова, определяющие относительность величин"больше", "меньше", "одинаковые". Оборудование. Трикартонных дома разной величины с прорезями для дверей и окон, без крыш;картонные окна, двери, крыши трех величин, соответствующие размерам домов. Маленькие картонные дома без крыш с прорезями для окон и дверей, элементык ним (крыши, двери, окна) для каждого ребенка. Педагог расставляет крупные изображения трех домов, располагая их в случайномпорядке, а не в ряд. На столе раскладывает вперемешку элементы домов (крыши,окна, двери). Затем говорит детям, что они будут строителями, достроят дома,которые должны быть аккуратными, ровными; все детали следует подбирать так,чтобы они подошли к нужным частям. Дети походят и по очереди «достраивают»дома. Сидящие за столом принимают участие в оценке каждого этапа работы. Вконце педагог подводит итог: "Самому большому дому мы поставили дверипоменьше, крышу поменьше, окна поменьше. А в самом маленьком доме самыемаленькие окна, самая маленькая дверь, самая маленькая крыша". Построим дома
Цель: формировать умениезрительно соотносить величину предметов и проверять свой выбор путем наложения;развивать внимание; закреплять слова, определяющие относительность величин"больше", "меньше", "одинаковые". Оборудование. Трикартонных дома разной величины с прорезями для дверей и окон, без крыш;картонные окна, двери, крыши трех величин, соответствующие размерам домов. Маленькие картонные дома без крыш с прорезями для окон и дверей, элементык ним (крыши, двери, окна) для каждого ребенка. Педагог расставляет крупные изображения трех домов, располагая их в случайномпорядке, а не в ряд. На столе раскладывает вперемешку элементы домов (крыши,окна, двери). Затем говорит детям, что они будут строителями, достроят дома,которые должны быть аккуратными, ровными; все детали следует подбирать так,чтобы они подошли к нужным частям. Дети походят и по очереди"достраивают" дома. Сидящие за столом принимают участие в оценкекаждого этапа работы. В конце педагог подводит итог: "Самому большому домумы поставили двери поменьше, крышу поменьше, окна поменьше. А в самом маленькомдоме самые маленькие окна, самая маленькая дверь, самая маленькая крыша".
IV Неделя
Две дороги
Цель: Развивать навыкиклассифицирования. Материалы иоборудование: картон или бумага, машинки разного размера. Содержание: Вырежьте изкартона (бумаги) две полосы разной ширины. Объясните ребенку, что узкая полоска— это дорога для маленьких машин, а широкая — для больших. Покажите, как наложениемполос друг на друга можно определить, какая из них шире. Поинтересуйтесь, почемубольшая машина не сможет проехать по узкой дороге. Покатайте машины подорогам. Склеивая между собойполоски различной ширины, можно построить целую сеть дорог. Найди домик
Цель:Воспитывать умение различать предметы по величине. Игровойматериал: Изготовленные из картона домики разной величины, изготовленные изкартона зайчики разной величины. Ход игры:Воспитатель рассказывает ребятам, что зайчики потерялись и не могут найти свойдомик. Педагог предлагает ребятам помочь зайчикам, найти каждому домик.
октябрь I Неделя
Большие и маленькие мячики
Цель: Учить различатьцвет и величину (большой – маленький); развивать чувство ритма; ритмичнопроговаривать слова. Игровая задача.Подобрать мячики для кукол. Игровое правило.Правильно подобрать мячи по цвету и величине. Ход игры. Воспитательдает рассмотреть мячики разных цветов (синие, зеленые, красные, желтые) иразной величины (большие и маленькие). Показывает, как они ритмичноподпрыгивают, и приговаривает: Прыг да прыг, Все прыг да прыг, Спать наш мячик Не привык. Воспитатель выносит двекуклы – большую и маленькую – и говорит: "Большая кукла Оля ищет для себямячик. Маленькая кукла Ира тоже хочет поиграть с мячом". Предлагает детямподобрать куклам мячи. Дети отбирают мячи нужной величины (большой кукле –большой мячик, маленькой кукле – маленький мяч). Кукла Оля капризничает: ейнужен мяч желтого цвета, как ее юбочка. Кукла Ира тоже сердится: ей нужен мячкрасного цвета, такой, как ее бантик. Воспитатель предлагает ребятам успокоитькукол: подобрать им нужные мячи. Матрёшка
Цель: Развивать мелкую моторикурук, навыки сравнения предметов по величине. Материалы иоборудование: набор матрешек. Содержание: Почти вседети любят матрешки. Покажите ребенку большуюматрешку. Потрясите ее. Откройте вместе с ребенком и достаньте матрешкуменьшего размера. Поставьте их рядом и сравните. Пусть ребенок вкладываетмаленькую матрешку в большую и достает ее. Постепенно покажите емувсех матрешек.
II Неделя
Кто быстрее
Цель: Помочьзакрепить понятия "длинное"- "короткое". Материалы иоборудование: две машинки, веревочки. Содержание: Привяжите кдвум машинкам веревочки — короткую и длинную. Отдайте малышу машину с короткойверевочкой. Предложите посмотреть, чья машина "доберется" до хозяинапервой, если каждый будет наматывать свою веревку на карандаш. Положив веревочки рядом,наглядно покажите, что такое длинное и короткое. Бусы
Цель: укрепление иразвитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации; различение предметов по форме, цвету и материалу; развитие усидчивости Материалы: пуговицыразличной величины и цвета; бусинки разной формы, величины, материала;проволока, леска, тонкая нитка. Ход: Ведущий предлагаетребёнку сделать бусы. Можно предложить сделать бусы по образцу, а пуговицыподобрать по форме и цвету. Возможно, и сам ребёнок может предложить свойвариант изготовления бус. После этогоребёнок приступает к созданию бус.
III Неделя
Найди окошко для фигурки
Цель:Учить детей соотносить форму деталей с формой отверстия. Ход: Играпроводится с участием 3-4 детей.Воспитатель раскладывает на столе геометрические фигуры и раздаёт детямкарточки с рельефными конторами. Воспитатель предлагает рассмотреть карточки иобвести пальчиками конторы окошек. - Какаяфигура подойдёт для твоего окошка? Еслиребёнок выбирает неправильно фигуру, дать возможность убедиться в том, что онане подходит и предложить выбрать следующую. Когда ребёнок найдёт подходящею,следует похвалить его, продемонстрировать остальным игрокам, что окошкозакрылось и предложить ему самостоятельно несколько раз открыть и закрыть окошко.Затем следующий ребёнок подбирает фигуру для своего окошка. Достань из мешочка
Цель:различать понятия один, много, мало. Содержание: у воспитателя мешочек, в котором лежатпуговицы (орехи, бусины и п.р.). Воспитатель предлагает ребенку достать из мешочка много пуговиц, одну пуговицу. Усложнение:"Возьми в левую руку много пуговиц из мешочка, а в правую – мало", -говорит воспитатель. Еслиребенок выполнил задание неверно, то пуговицы возвращаются в мешочек. Играповторяется с другими предметами.
IV Неделя
Посмотрим друг на друга
Цель:закрепить умение считать в пределах пяти, развивать речь. Содержание:у детей в руках игрушки: у кого-то – одна игрушка, у второго – три игрушки, уследующего – ни одной и т.д. Дети смотрят друг на друга и говорят сколько игрушек у соседа. Выложи орнамент
Цель:научить ребенка выделять пространственное расположение геометрических фигур,воспроизводить в точности такое же расположение при выкладывании орнамента. Материал:5 вырезанных из цветной бумаги геометрических фигур по 5 (всего 25 штук),карточки с орнаментом. "Посмотри,какие орнаменты перед нами. Подумай и назови фигуры, которые ты здесь видишь. Атеперь постарайся из вырезанных геометрических фигур выложить такой жеорнамент". Затемпредлагается следующая карточка. Задание остается прежнее. Игра окончена, когдаребенок выложит все орнаменты, показанные на карточке. 25 июня 2019 в 17:51
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.