Блог Животовой Ирины
Игровые упражнения на развитие речевого дыхания:На улучшение функции внешнего дыхания. · «Бегемотик»- ребенок в положении лежа кладет ладонь на область диафрагмы. Взрослый произносит рифмовку : Бегемотики лежали, бегемотики дышали. то животик поднимается (вдох), то животик опускается (выдох). Упражнение может выполняться сидя и сопровождаться рифмовкой: Сели бегемотики, потрогали животики. То животик поднимается (вдох), то животик опускается (выдох) · «Дыхание» - приготовить картинки с изображением птиц, животных, людей, растений. Ребенок находится в положении сидя. Взрослый произносит рифмовку: Носиком дышу свободно. Тише—громче, как угодно. Без дыханья меркнет свет. Дышат птицы и цветы. Дышим он и я и ты. (вдохи всем телом после каждой строчки.). · «Шарик».Вдох носом, живот при этом выпячивается вперед (надуть животик), выдох ртом (живот вбираем в себя). Это так называемое нижнедиафрагмальное дыхание, которое является самым экономичным и физиологически правильным. Плечи при вдохе не поднимать Выработка более глубокого вдоха и длительного выдоха. После подготовительного периода, направленного на развитие физиологического дыхания, следует постепенно переходить к развитию собственно речевого дыхания. Игры-упражнения, способствующие развитию силы и длительности выдоха: · «Греем ручки» (выдыхание струи воздуха на ладони), · «Снежинки» (сдувание со стола комочков ваты, «Листья падают и кружатся» (сдувание вырезанных из тонкой цветной бумаги листьев деревьев, · «Ветерок» (поддувание дождика, прикрепленного к палочке, «Вертушка» (вращение ветряных игрушек, · «Лети, бабочка!» (приведение в движение изготовленных из цветной бумаги «бабочек») и т. д. · «Задуй упрямую свечу» - в правой руке держать цветные полоски бумаги; левую ладонь положить на живот; вдохнуть , затем длительно выдыхать, «гасить свечу». · Игры-упражнения, направленные на развитие способности осуществлять плавный выдох и регулировать его силу: пускание мыльных пузырей, поддувание плавающих в воде бумажных корабликов, поддувание бумажных фигурок и др. · «Пастушок» - подуть носом в небольшую дудочку как можно громче, чтобы созвать разбежавшихся в разные стороны коров; показать ребенку, что необходимо вдохнуть через нос и резко выдохнуть в дудочку. Развитие озвученного выдоха. · «Каша» - вдыхать через нос, на выдохе произнести слово «пых». Повторить не менее 6 раз. Вдох делать и сразу начать говорить, не задерживая дыхания .Говорить нужно только на выдохе. · «Паровоз» - ходить по комнате, имитируя согнутыми руками движения колес паровоза, произнося при этом «чух-чух» и изменяя скорость движения, громкость и частоту произношения. · «Гуси летят» - медленно и плавно ходить по комнате, взмахивая руками, как гуси; руки-крылья на вдохе поднимать, на выдохе опускать, произнося «гу-у-у» (8-10 раз) . · «Аист» - стоять прямо, поднять руки в стороны, одну ногу, согнув в колене, вынести вперед и зафиксировать положение на несколько минут, удерживая равновесие; на выдохе опустить ногу и руки, тихо произнося «ш-ш-ш» (6-7 раз) .
В процессе коррекционной работы по формированию воздушной струи важно придерживаться следующих методических рекомендаций: - упражнения проводить в хорошо проветренном помещении; - заниматься до еды. - заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде. - обращать внимание на то, чтобы ребёнок производил вдох глубоко и спокойно, через нос. - выдох через рот должен быть лёгким, плавным, длительным, экономным, без напряжения; - следить за точностью направления воздушной струи; - дозировать количество и темп проведения упражнений., кратковременность упражнений от 30 секунд до 1,5 минут; - выдуваемый воздух не задерживать. Можно придерживать щёки руками для использования тактильного контроля; - плечи при вдохе не должны подниматься, выдох должен быть целенаправленным (щёки не надувать) . - в процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди; плечи не поднимать при вдохе и опускать при выдохе.
18 сентября 2019 в 19:59
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.